Cамые узнаваемые герои комиксов в мире: Супермен, Бэтмен, Человек-Паук, Чудо-женщина, Капитан Америка, как и многие другие комикс-персонажи уже не одно десятилетие появляются в медиа и поп-культуре. За годы прошедшие с момента их появления в 1938 году, супергерои имели дело с социальными, личными и даже политическими проблемами и мотивами. От алкогольной и наркотической зависимости, проблем с домашним насилием и педофилией, до таких ужасных событий как 11 Сентября 2001.

Они приносили людям чувство надежды, вдохновляли и дарили веру в чудеса. Комиксы принимали обстановку в мире и реагировали на них, как после событий 2001 года, когда весь мир был в напряжении и недоверии. Супергерои начали раскрывать свои личности и рассуждать о мотивах тотального контроля. Идеальным примером этого будет комикс «Гражданская война». Несмотря на изменение времени, героям удавалось оставаться с нами, преодолевая множества испытаний по пути. История американского супергероя долгая и тяжелая, но она всегда остается актуальной. Она по-прежнему оказывает влияние на людей и нации.

Начало истории комиксов

В 30-х годах прошлого века Америка была погружена в Великую Депрессию, которая была наполнена бедностью и отсутствием надежды. Люди бежали из жуткой реальности всеми возможными путями: просмотр фильмов, посещение спортивных мероприятий и прослушивание радио. В то же время очень ценились газеты, в них были последние новости, интервью, кроссворды и даже комикс-стрипы.

Комикс стрипы - MirMarvelDC

Стрипы представляют собой последовательность нескольких рисунков, рассказывающих комические ситуации посредством диалогов, написанных в пузырях. Первые стрипы чаще всего рассказывали истории о милых животных или веселых мультяшных персонажах, из-за чего считалось, что они для детей. Старые стрипы собирались в журналы, называемые комиксы. Основанное в 1934 году издательство комиксов National Allied Publication было одним из первых в индустрии. Самой их известной серией была Detective Comics.

Рождение Супермена

Джерри Сигел и Джо Шустер – два молодых еврейских иммигранта из Нью-Йорка. Они увлекались научной фантастикой, мифологией и искусством. Дуэт был влюблен в комиксы, которые читали каждый день. Их мечты о создании собственного персонажа наконец претворились в жизнь в 1933 году. Сигел был писателем, а Шустер занялся иллюстрациями. Их персонаж был героем, которого в младенческом возрасте отправили на космическом корабле с разрушающейся планеты Криптон, совершив крушение на Земле. Ребенок был найден парой из Канзаса и выращен в вере в добро и справедливость. Будучи с другой планеты у него было множество уникальных способностей, таких как суперскорость, сила и неуязвимость. Ему надели синий костюм со щитом на груди и изображенной на нем буквой «S». Плюс ярко-красный плащ. Имя ему «Супермен».

Джерри Сигел и Джо Шустер - MirMarvelDC

Идею Супермена отвергла каждая газета в городе. Сама мысль о том, что человек может поднимать машины и быть «быстрее пули», была совершенно нелепа. После пяти долгих лет отказов, DC Comics (бывшее National Allied Publication) взяли творение Сигела-Шустера и поместили на обложку комикса Action Comics №1. Тираж был полностью распродан. Начиная с этого дня, Супермен стал национальной иконой, запустив своим рождением то, что историки позже назовут «Золотой Век Комиксов».

Первый комикс про супермена

 

Супермен был везде. В 1940 году у него было шоу на радио, мультфильмы, куклы, фигурки и даже шар на параде Macy’s в честь Дня благодарения. Что сделало Супермена таким уникальным и близким читателю? Вымышленный персонаж жил в том же мире, что и его читатели. Он был иммигрантом, попавшим в новый мир и стремящимся к осуществлению американской мечты.

Особенным примером он служил для детей и юношей. Видя огромный успех Супермена, DC захотели создать ещё одного героя, способного последовать этому успеху. И они наняли Боба Кейна и Билла Фингера.

Рождение Бэтмена

Этот дуэт создал нового героя, которым стал «Бэт-мен» и его дебют произошел на страницах Detective Comics № 27 в 1939 году. В отличии от Супермена у Бэт-мена отсутствовали способности, но у него был огромный арсенал с различными приспособлениями: пистолет-кошка, пояс с разнообразными инструментами и оружием наподобие сюрикенов, называемых бэтаранги. Как и отличалось его происхождение, оно было гораздо мрачнее чем у Супермена: миллиардер Брюс Уэйн в восьмилетнем возрасте стал свидетелем хладнокровного убийства своих родителей. Желая отомстить за их смерть, он освоил все виды боевых искусств, надев черный капюшон и маску в форме летучей мыши начал бороться с преступностью на ночных улицах города Готэма. Позже имя Бэт-мен было изменено на Бэтмен. И его культурный феномен ничуть не уступал эффекту, произведенному Суперменом.

Detective Comics № 27 - MirMarvelDC

Видя успех Бэтмена и Супермена, начали появляться другие компании и создавать своих супергероев. Так у Fawcett Comics появился Буллетмен и Буллетгерл, в газетах появился Мститель (The Spirit), и в 1939 Timely Comics дебютировали с их «Человеком-Факелом» и «Нэмором-Подводником».

Позже психиатр и один из создателей детектора лжи Уильям Моултон Марстон критиковал DC за то, «что они (персонажи – прим.ред.) не такие, какими бы могли быть». Позже DC наняли его, чтобы тот стал создателем первого женского супергероя — Чудо-женщины в 1941. Желая привлечь молодых читателей, DC добавили Бэтмену мальчика-напарника Робина.

Вскоре и у других супергероев стали появляться молодые напарники, так у Буллетмена появилась Буллетгерл, Человек-Факел получил Торо и т.д. Fawcett Comics пошли дальше всех и создали первого супергероя-ребенка. Когда мальчик Билли Бэтсон выкрикивал слово «ШАЗАМ», он превращался в суперсильного героя «Капитана Марвела». В конце концов продажи Капитана Марвела начали обгонять Супермена, что очень не понравилось DC, и последние начали судебное дело против Fawcett по причине того, что Капитан Марвел был «слишком похож» на Супермена. И спустя 12 лет судебных разбирательств DC выиграли, закончив выпуск «Капитана Марвела».

Капитан Марвел - MirMarvelDC

Супергерои и Вторая мировая война

В начале 40х годов самой горячей темой несомненно была Вторая мировая война. Стране были нужны герои способные помочь в войне за Европу, и эти супергерои начали свою войну гораздо раньше американских войск. Timely Comics были первыми, кто отправил своего персонажа Нэмора бороться с японцами в 1940 году. Позже Бэтмен, Робин, Чудо-женщина, Человек-факел и многие другие герои начали сражаться с силами «Оси». DC написали историю, где Супермен закончил войну буквально за две страницы, но так как в реальной жизни все не могло закончиться так легко, Супермен начал сражаться на фронте.

Captain America #1 - MirMarvelDC

На другом континенте было множество врагов, но самым страшным монстром, был несомненно Адольф Гитлер. И вот в 1941 на обложке Captain America #1 звездно-полосатый мститель бил Гитлера в челюсть с хука. Люди полюбили этого нового героя так сильно, что он вдохновил множество молодых людей уйти добровольно на фронт сражаться за благое дело. Его происхождение было очень простым: молодой американец Стив Роджерс был слабым и болезненным, но до глубины души патриотом, который только и хотел, что служить своей стране. Но из-за физического состояния его признали негодным. Поэтому предложение участвовать в секретном проекте он принял почти не задумываясь. Операция «Возрождение» превратила его в идеальный образец человека. Его назвали Капитан Америка и вместе с молодым напарником Баки он отправился сражаться с нацистами. После победы союзников во Второй мировой войне супергерои стали устаревать. Из-за отсутствия угрозы многие супергерои становились не нужными. В комиксах начали появляться новые темы, такие как вестерны, романтика и хорроры. Только Супермен, Бэтмен и Чудо-женщина не теряли своей популярности и продаж.

Comics Code Authority - MirMarvelDC

Уничтожение индустрии комиксов

В 1954 году доктор Фредерик Вертхем опубликовал книгу «Совращение невинных», обвиняя комиксы в совращении детей и подростков. Больше всего он обвинял Супермена, Бэтмена и Чудо-женщину. Супермен у него стал фашистом, любящим смотреть за мучениями и болью людей, оставаясь неуязвимым; Чудо-женщина вела себя, как не подобает девочкам и девушкам. Но самым сильным заявлением было, что Бэтмен и Робин являются пропагандой гомосексуализма, и комиксы про них воспитывают детей геями.

Сейчас эти заявления кажутся до невозможности абсурдными, а в 1954 практически одна книга уничтожила индустрию комиксов. Для того, чтобы успокоить Фредерика Вертхема и множество озлобленных родителей, был создан «Comics Code Authority» (ССA). Они занимались цензурой комиксов следя за тем, чтобы там не было ужасов, наркотиков, романтики, крови и т.д.

Супермен стал работать в соответствии с законом, почти как полицейский. Бэтмену и Робину добавили нового женского персонажа. Чудо-женщина стала больше времени проводить с своим любовником — Стивом Тревором. Из-за введения CCA продажи комиксов упали более чем на 50%.

Flash Comics - MirMarvelDC

Серебряный век комиксов

Одной из идей DC для возвращения комиксов на рынок было взять старых героев из 40-х годов и осовременить их. В 1956 году в Showcase Comics №4, они вновь представили Флэша, который сильно отличался от своей версии из 1940 года. Он носил другой костюм, был моложе и в свободное от супергеройства время работал в полиции судмедэкспертом. Новый Флэш снова стал успешен и популярен, что дало толчок к обновлению множества героев: Зеленый фонарь, Человек-ястреб, Атом и Аквамен. К этим героям присоединилась Чудо-женщина, а позже Супермен и Бэтмен, образовав Лигу Справедливости Америки. Timely Comics хотели вернуться на рынок супергеройских комиксов и благодаря созданной Стэном Ли и Джеком Кирби у них это получилось. В 1961 году издательство Timely Comics меняет название на Marvel и выпускает комикс «Fantastic Four №1».

Лига Справедливости Америки - MirMarvelDC

Партнерство Стэна Ли и Джека Кирби было, мягко сказать, невероятным. Вместе они создали Железного человека, Тора, Халка, Сорвиголову, Черную пантеру (первый черный супергерой), Людей-Икс и Мстителей. Кроме того они возродили старых супергероев, таких как Нэмор-Подводник и Капитан Америка, чтобы те присоединились к новому «Серебряному веку комиксов».

Серебряный век комиксов - MirMarvelDC

Первое появление Человека-Паука

Стэн Ли ненавидел идею сайдкиков. Он считал, что если молодой человек хочет сражаться с преступностью, то будет делать это самостоятельно. Он создал героя, который на самом деле был подросток, борющийся с преступностью, но издатель отклонил эту идею. Но Ли не сдавался проталкивать свою идею, и герой наконец дебютировал в последнем выпуске провальной серии “Amazing Fantasy”. На страницах Amazing Fantasy №15 состоялась презентация Человека-паука.

Amazing Fantasy №15 - MirMarvelDC

Питер Паркер был учеником старшей школы, который после укуса радиоактивным пауком получил суперспособности, которые он применил для борьбы с преступностью. И после смерти родного дяди Бена, Человек-паук выучил, что «С великой силой приходит великая ответственность».

Marvel vs DC Comics

Человек-паук стал культурным феноменом. Он был не только впечатляющим героем, но также подростком с жизненными проблемами, как и у его читателей. В течение 60-ых Marvel обогнала по популярности DC, но и про персонажей второй студии никто не забывал. В 1966 году на экраны телевизоров вышел сериал “Batman” с Адамом Уэстом и Бертом Уордом, и «Бэтмания» охватила нацию. Этот манерный сериал был пародией, как ничто другое. Но как читателей, так и зрителей это одинаково не волновало. Сериал продолжался два года, и за это время продажи комиксов про Бэтмена взлетели почти в 3 раза.

Персонажи DC и Marvel очень отличались друг от друга. Герос DC Comics были больше как родители. Супермен и Чудо-женщина были персонажами, на которых читатели стремились быть похожими, тогда как персонажи Марвел были похожи на своих читателей. Человек-паук и Халк за исключением суперсил были такими же простыми людьми, как и их читатели. Метод написания комиксов у обеих компаний также различался. У DC сначала писались сценарии, а художники потом рисовали вокруг него картинку, а у Марвел сначала художники рисовали страницы и уже потом сценаристы заполняли картинки сценарием.

Green Lantern and Green Arrow - MirMarvelDC

Влияние комиксов на читателей

На протяжении 70-ых годов читатели начали знакомиться с новой серией Marvel “Люди Икс”. Это были подростки, которые владели «силой мутантов». Под предводительством профессора Чарльза Ксавье они сражались за мир, который боялся и ненавидел их за то, что они другие. Люди Икс были метафорой для любого меньшинства, будь то расовое, религиозное или другое. Marvel Comics имели такое большое влияние на молодых людей, что Управление Здравоохранения попросила Стэна Ли написать антинаркотическую историю с одним из героев компании.

И вот в 1971 году Стэн Ли написал «Amazing Spider-Man” №96, который был запрещен к печати по решению Comics Code Authority. Но с помощью главного редактора Мартина Гудмена история была напечатана без разрешения от цензурного комитета. После успеха этого номера издатели воспользовались советом и стали рассказывать о других проблемах без разрешения комитета.

Amazing Spider-Man №96 - MirMarvelDC

Уход от цензуры

Несколько месяцев спустя в «Green Lantern/Green Arrow» №85 были показаны последствия героиновой зависимости. После стольких комиксов о различных проблемах, Comics Code Authority устарел и был наконец закрыт. И наконец-то издатели были свободны писать те истории, которые они хотели. В 1978 году Warner Brothers и DC Entertainment выпустили первый высокобюджетый фильм о супергерое — «Супермен». Фильм стал наследием Кристофера Рива.

Кристофер Рив - MirMarvelDC

Свободные от цензуры, в 80-e Marvel и DC затронули огромное количество новых тем и проблем. Железный Человек боролся с алкоголизмом. Основной причиной злости Халка было насилие над ним в детстве. Лекс Лютор из злобного ученого стал коррумпированным бизнесменом. DC нанимает бывшего автора Сорвиголовы Фрэнка Миллера переписать Бэтмена, сделать его снова мрачным и реалистичным, каким он был в самом начале. Комикс «The Dark Knight Returns» снова сделал Бэтмена безумно популярным. Алан Мур пишет восхваленных критиками «Wathcmen», где было поднято множество проблем от каждодневных убийств до раскрытия причин импотенции. В 1990 году «Sandman» становится первым комиксом, получившим Всемирную премию фэнтези. Начинают появляться специализированные комикс-шопы и все больше комиксов стали обозначать термином «графический роман». Со вновь обретенным успехом Миллеровского Бэтмена, Warner Brothers в 1989 году выпускают фильм режиссёра Тима Бёртона «Бэтмен».

Бэтмен Тима Бёртона - MirMarvelDC

В начале 90-х резко выросла цена на старые комиксы. И люди, думая, что новые комиксы однажды будут столь же ценными, начали скупать их все больше и больше. Но чем больше люди покупали, тем больше издательства печатали. Главной причиной высокой цены старых комиксов была их редкость. Коллекционеры в конце концов это осознали и перестали покупать больше, чем им надо. Новые сюжетные линии писались специально, чтобы вернуть старых читателей; свадьба Супермена и Лоис Лейн, Лекс Лютор становится президентом США, и как забыть известную арку «Смерть Супермена». Кроме того, авторы стали в полной мере владеть правами на созданных ими персонажей. К сожалению, к концу 90-ых годов популярность комиксов снова начинает снижаться.

Мстители - MirMarvelDC

Экранизации комиксов Marvel и DC

В начале нулевых начинает расти популярность кинокомиксов, достигших невероятного успеха к середине 10-х годов 21 века. Компании выстраивают свои киновселенные: Marvel Cinematic Univerce, DC Extended Univerce, X-men Franchise. В год уже выходит не один-два фильма по комиксам, а уже почти с десяток. Они номинируются на различные награды, в том числе и Оскар, как, например, трилогия «Темный рыцарь» от Кристофера Нолана. Собирают многомиллионную кассу, некоторые фильмы успешно побивают планку в миллиард долларов сборов. Две части Мстителей принесли Marvel почти 3 млрд долларов. Но и это не все. Выходит множество сериалов на различных каналах. Издательства выпускают серии для любых категорий читателей.

Несмотря на изменения времени, супергерои почти всегда остаются верны своим корням. Даже при том, что персонажи могут меняться согласно хронологии их вселенной, они все ещё остаются с общественностью. Спустя век, Супермен все также пришелец с Криптона, который борется за правду и справедливость. Бэтмен остается миллиардером и плейбоем днём, превращаясь в мстителя в плаще, находящегося на страже справедливости во имя своих родителей, ночью. Человек-Паук такой же ученый, укушенный пауком.

Супергерои не собираются уходить, и даже спустя сто лет люди будут продолжать читать комиксы, смотреть сериалы и фильмы или читать электронные комиксы, чтобы узнать о новых историях про Супермена, Бэтмена или кого бы то не было. Они выдержали испытание временем, чтобы остаться на долгие поколения.

 

Об авторе

Степан Зайцев

Главный редактор

Leave a Comment